— ИСТОРИЯ ХРАМА —
Храм Петра и Павла
Исторические фотографии
Есть в старинном русском городе Ярославле незаслуженно забытые уголки, в которые нет пока паломничества туристов; редко кто из горожан посещает их. А ведь это живописнейшие места городского ландшафта со своей богатой историей и традициями, уходящими в глубину веков. Одно из таких достопримечательных мест – Петропавловский парк и его окрестности.
Освоение этих земель связано с именем самого Петра I, по указу которого в Ярославле начало работать первое крупное промышленное предприятие - Ярославская Большая Мануфактура. Ее основатель – ярославский купец Иван Затрапезнов, учившийся в Голландии «холщовому делу», глубокий почитатель Петра I, осуществляя замысел « о насаждении в Ярославле полотняной промышленности», вступил в число компаньонов обрусевшего голландского предпринимателя Ивана Тамеса.
1736 г. на территории полотняного двора ЯМБ был заложен храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла «тщанием Ивана Максимовича Затрапезнова, который задумал храм как вечное напоминание об имени Великого Преобразователя России Петра I, и чтоб было сходство с собором». Желание построить храм для купечества было мечтой всей жизни И. Затрапезнова. В этом желании отражалась идея искупления за богатство, накопление которого не было делом безгрешным. В старину православные люди считали Божьим наказанием не бедность, а богатство – кому много дано, с того и много спросится. В сознании русского человека преобладали не материальные, а нравственные мотивы жизненного поведения.
Несмотря на то, что в Ярославле к тому времени много церквей, И. Затрапезнов проявил и здесь дух новаторства и пожелал построить храм в стиле «петровского барокко». Однако он скончался в 1741 г., так и не увидев воплощение своего замысла.
В 1742 г. была освещена теплая церковь СимеонаБогоприимца и Анны Пророчицы на первом этаже храма. Тогда же на паперти перезахоронен гроб с телом И. Затрапезнова. Над могилой поставлено мраморное надгробие с эпитафией:
«Слава трудом и рождена. Зде лежит тело сея Ярославскиа Мануфактуры фундатора, советника и Мануфактур-директора Иоанна Максимовича Затрапезного, который родися лета Христова 1695 маия 22 дня. Место, идежевидиши великую сию Мануфактуру с преславным зданием, прежде было непроходимое болото, ныне же его премудрыми и неусыпными трудами выкопаны пруды и каналы довольные, и построена сия святая церковь и все сие здания. Первый в России распространил полотняную и другие знатныея к пользе и славе государственные вещи, которые в России никто и никогда не делал, за которые его неусыпные и к пользе государственной весьма всемилостивейшие награжден и пожалован рангом Коллежского советника. Нынешнего века все знающия его совестию о нем свидетельствуют тако, что истинно есть первый мануфактур премудрый и искусный изобретатель, муж благочестнеший, правоверный и добронравный. Преставился сия временныя жизни 1741 сентября 8 дню. Боже, со святыми душу его упокой».
В 1744г. достроен второй этаж храма с холодной церковью св. ап. Петра и Павла. С момента его освящения, по преданию старожилов, вновь забил источник рядос м третьим прудом.
В описании Петропавловского двора 1872 года отмечены «одиноко» стоящая церковь Петра и Павла, «при входе на церковный двор, видна сторожка… С южной стороны церкви находятся два больших пруда, разделенных широкою липовою аллеей, по сторонам обоих прудов тянутся дорожки, обсаженные разыми деревьями».
«В храм ведут три входа: один с западной стороны, а два с южной». Иконостас в теплой нижней церкви «двухъярусный, покрытый краской темно-зеленого цвета». «Из окон замечательна «Положение во гроб Спасителя»: в нее врезан крест четвероконечный, серебряный вызолоченный, обложенный жемчугом, с частью мощей Преподобного Антония римлянина, Новгородского чудотворца». По преданию, этот крест носил на себе Иван Затрапезнов.
В 1900 году в храме совершил службу настоятель Крондштатского Андреевского собора о. Иоанн Ильич Сергеев (Крондштатский) с духовно-нравственой проповедью.
На протяжении полутора веков храм Петра и Павла окормлял православный фабричный люд. Рядом с ним, в двухэтажном здании богадельни находили покой и приют престарелые рабочие фабрики, заслужившие их верой, правдой и трудом на благо Отечества и родной фабрики. Но пришел 1918г., старейшая фабрика России была национализирована. В 1929 г. храм был насильственно закрыт и отдан под клуб для пионеров. При его закрытии пролилась кровь настоятеля храма, известного в Ярославле священника Михаила Невского.
Михаил Александрович Невский родился в 1875 году в с. Прусово Ярославской губернии. После окончания Ярославской духовной Семинарии он продолжил обучение в стенах Петербургской Духовной Академии. Его выдающиеся способности были замечены, и после принятия священного сана, молодой пастырь был направлен к служениюв Царское Село, где, по всей видимости, мог не только видеть, но и иметь в своих прохожанах многих именитых особ Царствующего Дома Романовых. Многие страницы его жизни пока неизвестны. В 1914 г.он покинул Царское Село, быть может, с началом Первой мировой войны ушел священником в действующую армию. В Ярославль о. Михаил вернулся в 1921 г. и стал настоятелем Петропавловского храма, благочинным одного из городских округов. В мае 1926 г. вместе с другим самым авторитетным в Ярославле духовенством он встречал на вокзале возвращающегося из ссылки митрополита Ярославского и Ростовского Агафангела (ныне причисленного Русской Православной Церковью к лику святых в чине исповедников веры). Ревностное служение о. Михаила, его забота о просвещении паствы, противодействие атеистическому глумлению над Церковью и ее святынями привлекли внимание властей. Закрытие храма Петра и Павла сопровождалось насилием, во время которого пролилась кровь священника. Сам он чудом остался жив и перешел служить соседнюю Донскую церковь, которая тогда еще действовала. После смерти в октябре 1928 г.митрополита Агафангела, ареста в сентябре 1929 г.временно управляющего епархией архиепископа Валаама и многих выдающихся священников, протоиерей Михаил Невский оказался одним из немногих авторитетнейших пастырей, оставшихся на свободе. Его исповедническая позиция очень много значила для тысяч верующих Ярославля. О. Михаил оказывал материальную помощь арестованным и находящимся в ссылке епископам и священникам. Все это было известно карательным органам, и 31 января 1931 года о. Михаил был арестован и обвинен в участи в контрреволюционной церковно-монархической организации, а через месяц приговорен к пяти годам лишения свободы. Дальнейшая судьба выдающегося пастыря неизвестна. Возможно, он закончил свой жизненный подвиг в одном из лагерей Гулага.
В годы Великой Отечественной войны на стадионе рядом с храмом были оборудованы позиции для зенитной батареи, личный состав которой жил в церкви. Когда опасность нападения немецких самолетов на Ярославль миновала, батарею перевели ближе к линии фронта, а это место, обнесенное колючей проволокой, стало в 1944-1947 гг. лагерем для немецких военнопленных. Они жили в храме Петра и Павла, работали на фабрике и занимались земляными работами. Жалкие и обтрепанные, пленные захаживали в фабричные корпуса отогреться на общей кухне. У фабричных женщин военного времени, уставших, исхудавших, измученных горем, но не озлобившихся, было большое сердце. Женщины не гнали лагерных немцев, а напротив, порой кормили, делились с ними скудным пайком.
Прошло полвека, прежде чем Петропавловский храм был возвращен Русской Православной Церкви. Сегодня храм вновь открыт и служит по предназначению. Благодаря усилиям и молитвам его настоятеля игумена Антония, прихожан, благодетелей, вниманию созданного при храме Попечительского совета, он возрождается. В алтаре верхнего храма чудом сохранилась, как ее ни старались смыть и закрасить, фреска с изображением святителя Василия Великого – учителя христиан. Долгие годы он смотрит на ас печальными глазами и ждет возрождения поруганной святыни.

Дмитрий Анатольевич Нечаев, искусствовед

А.А. Бабурин
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

Петропавловский храм при Ярославской Большой мануфактуре в XIX–начале XX в.
Научная статья
История Ярославской Большой мануфактуры (далее - ЯМБ) неразрывным образом связана с историей строительства и функционирования Петропавловского храма. Не случайно один из основателей ЯМБ И.М. Затрапезнов являлся и основоположником при мануфактуре церкви Петра и Павла, заложенной в 1736 г. Эти два различных историко-архитектурных объекта на самом деле целостны по духе и символике того, что попытался вложить в них их родоначальник. Фабрика и церковь отображают два начала: материальное и духовное. Храм на протяжении всего рассматриваемого периода – с XIX по началоXX в. – являлся духовным и проповедническим центром самого большого фабричного района губернского города.
В Ярославской епархии в конце XVIII–начале XXв. Доля приходского духовенства насчитывала порядка 0,2-0,3 от общей численности населения в регионе. В начале XIX столетия на территории Ярославского края функционировало 882 церкви с 3791 человеком лиц духовного звания. К началу XX в. Картина несколько изменилась: количество храмов возросло до 908, тогда как доля служителей в них упала до 2288 человек [1, с.11].
В Государственном архиве Ярославской области отложился комплекс документальных материалов по истории храма, в частности «Ведомости о церкви» с 1829 по 1913 гг. Анализ источника позволяет сделать вывод, что в разное время состав церковного причта включал в себя священника, пономаря, диакона, дьячка и причетника. Так, в «Ведомостях» за 1829 г. сообщалось, что «притча положено по штату издавна, священников два, диакон один, дьячков два и пономарей два» [2,3]. Доход церковного причта напрямую зависел от размера прихода, финансового состояния паствы и традиционных для каждого прихода местных обычаев [1, с. 12]. Приход Петропавловского храма в конце XIX – начале XX в. Состоял из 110 домохозяйств, в которых проживали 440 мужчин и 490 женщин [4].
Согласно штатам 1722 г., основанным на указе Синода от 10 августа, «на приход от 100 до 150 дворов полагался 1 священник, от 200 до 250 – 2, при большем числе дворов – 3» [5, с.78].
По социальному составу населения прихода Петропавловского храма доминировали мещане – 109 домохозяйств (435 мужчин и 480 женщин), на втором месте находились духовные лица – одно домохозяйство (4 мужчины и 9 женщин) и замыкали список дворяне: один мужчина и дна женщина [4, л.12].
Однако необходимо учитывать, что в исследуемый период работник фабрики оставался в том сословии, из которого вышел: например, крестьяне являлись рабочими. Церковь Святых Апостолов Петра и Павла создавалась при ЯМБ и изначально являлась составной частью территории фабричного комплекса.
Говоря о социальной подвижности клира Петропавловского храма в период XIX – начала XX в., необходимо отметить его достаточно низкую мобильность. Практически все представители причта данной церкви оставались на своих местах довольно долгое время. Так, заступивший 26 мая 1826 г. на должность настоятеля храма Петра и Павла Александр Александрович Магницкий, 44 лет от роду, прослужил в нем пятнадцать лет [2,3]. Еще один священник Петропавловской церкви, Михаил Иванович Владычинский, 26 лет, являлся настоятелем храма одиннадцать лет – с 1841 по 1852 г. [6,7]. Смени его на этом посту священник Николай Никифорович Цветаев, бывший настоятелем 9 лет [8, 9, 10]. На основе данных «Ведомостей о церкви» за 1860 г. в качестве нового священника Петропавловской церкви был назван Петр Александрович Вениенский, 35 лет от роду, отдавший служению в храме двадцать лет своей жизни [11].
Аналогичная ситуация складывается и в среде низшего духовенства. Например, диаконом в 1829 г, служил 49-летний Иван Иванович Курицын [2,3]. Это же имя повторяется в «Ведомостях вплоть» до 1860 г. [2-3; 6-10]. Подобным образом дела обстояли с пономарем церкви Петра и Павла, 21-летним Иосифом Ивановичем Космодемьянским [2,3]. Источник называет это имя начиная с 1829 до 1840-хх гг. [2,3,6,7]. А в 1849 г. умершего пономаря сменяет его сын Константин Космодемьянский [7]. Проанализировав движение по служебной лестнице священно- и церковнослужителей Петропавловской церкви, мы пришли к выводу, что сыновья дьяконов также имели шансы стать священниками, как и дети самих священников. В частности, настоятели А.А. Магницкий и И.М. Восторгов [4, л.5 об.] являлись выходцами из семей священнослужителей, тогда как священники Н.Н. Цветаев и М.И. Владычинский были «дьяконскими сыновьями» [6,8].
Вместе с тем часть священнослужителей «утратила» утратила в более низких стратах духовенства своих детей [5, С. 75]. Так, диакон Петропавловского храма в 1829 г. И.И. Курицын был сыном священника, в то время как дьячком в том же году служил 33-летний сын священника Петр Алексеевич Соколов [2,3]. В 1915 г. «диаконом на вакансии псаломщика» являлся Константин Иванович Преображенский, сын священника Ярославской епархии [4, л.6 об.]. Анализ клировых ведомостей Петропавловской церкви позволяет сделать вывод о значительной доле наследственности в занимании должностей среди низшего духовенства причта, тогда как священнический состав клира в большинстве случаев приобретал право на получение прихода не в силу родственных связей, а по итогам собственных заслуг на духовной стезе.
Например, в 1841 г. функции дьячка в церкви осуществлял Александр Иванович Петропавловский, приходившийся сыном диакону Курицыну [3,6]. Пономарём церкви Петра и Павла в 1829 г. был И.И. Космедемьянский – «пономарский сын» [2,3]. И после него эта должность отошла к его ближайшему родственнику. Новым пономарем в 1949 г. «Ведомости» называют восемнадцатилетнего К. Космедемьянского, его сына [6,7]. Таким образом, налицо своеобразная семейная династия. Вместе с тем случаев подобного «семействования» среди священнослужителей Петропавловского причта на протяжении исследуемого периода обнаружить не удалось.
Останавливаясь на проблеме уровня образования клира церкви Святых Апостолов Петра и Павла в XIX – начале XX в., отметим, что все его представители являлись учащимися духовных учебных заведений, однако не все стали их выпускниками. По справедливому заявлению В.Б. Лебедева, «к концу века для православной церкви не назрела еще жизненная потребность «образовываться», так как сам низкий уровень образования паствы позволял церкви обходиться небольшим числом ученого духовенства, воспроизводство которого система духовного образования без труда обеспечивала». [5, с. 120].
Последнее утверждение в большей мере касалось представителей низшего духовенства Петропавловского причта: диаконов, пономарей, причетников, дьячков. В частности, П. А. Соколов 1 января 1808 г. был определен на место дьячка их 2-го грамматического класса [2,3]; образование дьячка А.И. Петропавловского исчерпывалось несколькими курсами Ярославского высшего отделения Ярославского уездного училища [6]; И.И. Курицын быдл посвящен в сан диакона «…по увольнении из философского класса Ярославской Семинарии 6 декабря 1799 г. …» [2,3].
По данным исследователей, во второй половине – конце XVII в. у части белого духовенства в России отсутствовала внешняя мотивация к окончанию полного учебного (в т. ч. семинарского) курса, поскольку для получения прихода духовным лицам хватало и нескольких лет пребывания в семинарии [5, с. 109]. Подавляющее большинство священнослужителей Петропавловского храма окончили полный семинарский курс обучения: А.А. Магницкий, Н.Н. Цветаев и др. [2,3,6, 8,11,12,13].
История храма Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Ярославле при ЯМБ в настоящее время привлекает внимание исследователей, занимающихся проблемами взаимодействия Русской Православной Церкви и общества, истории культуры и краеведения. В начале XXI в. вышли две монографии, посвященные Петропавловскому храму [15,16]. Исследования продолжаются, и наша статья, безусловно, вводи в оборот новую информацию по истории храма.
В целом положение и жизнедеятельность духовенства Петропавловского храма развивалась в русле общероссийских тенденций и закономерностей. Его штат в разные периоды времени был определен в соответствии с епархиальными нормами. В храме Святых Апостолов Петра и Павла вели службу известные церковные иерархи, слава о которых шла по всей Российской империи. Завершая обзор о причте Петропавловской церкви, следует отметить, что несмотря на малочисленность штата и материальные невзгоды, церковнослужители храма Святых Апостолов Петра и Павла многое сделали для его процветания.
Говоря о социальном происхождении духовных лиц штата Петропавловского храма, отметим, что практически весь причт, за исключением начала XX в., состоял из потомственных духовных лиц – выходцев из духовного сословия.
Анализ комплекса документов позволяет заключить, что большинство священнослужителей, составляющих штат храма Петра и Павла в рассматриваемы период, находились в трудоспособном возрасте, располагали соответствующим духовным образованием и подобающим послужным списком. Основная часть притча имела семью, двух и более детей, которые по традиции также получали духовное образование.

Ссылки:
1. Белова Н.В. Провинциальное духовенство в конце XVIII – начале XX в.: быт и нравы сословия: (на материалах Ярославской епархии): автореф.канд. … ист.наук. Иваново, 20008. 24 .
2. Государственный архив Ярославской области (далее - ГАЯО). Ф.230. Оп. 1. Д. 10900.
3. ГАЯО Ф. 1118. Оп. 1. Д. 2438.
4. ГАЯО Ф. 230. Оп. 2. Д. 5522. Л. 5, 12.
5. Лебедев В.Б. Псковское духовенство во второй половине XVIII в.: дис. … канд. Ист. Наук. Псков, 2003. 216.
6. ГАЯО Ф. 1118. Оп. 1. Д. 2441.
7. ГАЯО Ф. 1118. Оп. 1. Д. 4075.
8. ГАЯО Ф. 1118. Оп. 1. Д. 2449.
9. ГАЯО Ф. 1118. Оп. 1. Д. 2450.
10. ГАЯО Ф. 1118. Оп. 1. Д. 2451.
11. ГАЯО Ф. 230. Оп. 2. Д. 2048.
12. ГАЯО Ф. 230. Оп. 2. Д. 3368.
13. ГАЯО Ф. 1118. Оп. 1. Д. 2470.
14. ГАЯО Ф. 1118. Оп. 1. Д. 2487.
15. Игумен Антоний (Бабурин), Иерусалимский Ю.Ю. Небоподобный храм: история храма Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла от времени основания до наших дней. Ярославль, 2011. 240 с.
16. Иерусалимский Ю.Ю., Марасанова В.М., игумен Антоний (Бабурин). История возрождения Петропавловского храма и деятельность его сподвижников. Ярославль; Рыбинск, 2013. 96 с.

Иерусалимский Ю.Ю, игумен Антоний (Бабурин)
Профессор Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова;
Настоятель храма Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла

(Ярославль)


Петропавловский храм в XX веке
Научная статья
На протяжении полутора веков храм Петра и Павла окормлял православный фабричный люд Ярославской Большой мануфактуры (ЯМБ). Рядом с ним, в двухэтажном здании богадельни находили покой и приют престарелые рабочие фабрик (Бараней С. Ярославский двойник питерской крепости// Родной город. 2008. 1 октября.). Однако с установлением советской власти положение дел коренным образом изменилось и старейшая фабрика России декретом СНК от 28 июня 1918 г., Постановлением Президиума ВСНХ от 5 ноября 1918 г. была национализирована (Ярославский край в документах и материалах (1917-1977). Ярославль, 1980. С. 49.). С этого момента из мануфактуры, с числом рабочих в 11ю452 чел., она была переименована в комбинат технических тканей «Красный Перекоп». Постановлением исполнительного губернского комитета в 1922 г. Петропавловская церковь была закрыта (Храпченков В. Во имя Петра и Павла. В память о Петре //Северный край 1996. 10 августа; Попов В.Г. Ярославль. Красноперекопский район: Исторический очерк. Ярославль, 1999. С. 104.).

Репрессивный характер политики советской власти по отношению к представителям духовенства по всей России проявился в многочисленных ограничениях прав священнослужителей и случаях открытых гонений на священников. Оправданием этой политики считалось участие духовенства в контрреволюционной борьбе с Советами. В тех случаях, когда дело доходило до суда, как правило, обнаруживалась невиновность священников. Причиной возбуждения уголовного дела против представителей духовенства могло стать практически любое упоминание о политике на проповеди или даже обсуждение чисто хозяйственных вопросов, исполнение богослужений, совпавших по советской власти в отношении русской православной церкви в 1917 – 1921 гг. (на материалах Тверской губернии). Автореф. Дис. … канд. Ист. Наук. Тверь, 2002. С. 19.).

В целом в политике советской власти по отношению к РПЦ можно выделить два этапа. Первый – с января 1918 г., когда был принят Декрет об отделении церкви от государства, но механизмы его осуществления еще не были разработаны и на местах заняли выжидательную позицию. В этот период церкви и монастыри на территории Ярославского края прекратили свое существование как социальные институты, «реорганизовавшись» в трудовые общины. Однако уже в конце 20-х гг. начался второй период, когда возобладалаполитика насильственного массового закрытия культовых объектов, в том числе и в качестве трудовых общин и артелей (Радченко О.И. Православные монастыри Самарксого края во второй половине ХIХ – ХХ вв. Автореф. дис. … канд. Ист.наук Самара, 1997. С. 15-16.).

В 1928-1929 гг. в Петропавловском храме размещался пионерский клуб района (Данилин Н. Церковь Петра и Павла: Путь к истокам? // Моя Ярославль. 2002 28 марта.). Детей обучали сапожному и швейному делу, авиамоделизму и военной подготовке. В 1929 г. с церкви Петра и Павла пр большом скоплении народа сбросили крест фабрик (Бараней С. Ярославский двойник питерской крепости // Родной город. 2008. 1 октября.). В это время в храме также были разрушены царские врата и надгробие на могиле И.М. Затрапезного (Попов В.Г. Ярославль. Красноперекопский район: Исторический очерк. Ярославль, 1999. С. 104.). Интересна судьба фрески Василия Великого, расположенной над алтарем, а после «советского перепрофилирования» храма – над клубной сценой. Ее смывали, стирали, однако полностью уничтожить не смогли. В настоящее время прихожане храма молятся на святой лик.

Вандальное отношение к одному из старейших архитектурных комплексов Ярославской земли отнюдь не способствовало хорошей сохранности памятника. Именно на данном этапе его внутреннее убранство: иконостасы, иконы, утварь, напрестольные одежды (Надеждин Ю. То, что заложил Петр Великий, загадали его потомки // Северный край. 2000. 29 апреля.) и т.д. было безвозвратно утрачено (Муравьев С. Спасите храм Петра и Павла // Юностью 1989. 24 июня.). Претерпели отдельные изменения и внутренняя планировка церковного здания, декоративное убранство его фасадов и интерьеров (Жельвис В.И. Прогулки по Ярославлю. Ярославль, 2001. С. 167.). В 1932 г. на втором этаже Петропавловского храма был создан кинозал на 640 мест (зал на 540 мест и две галереи на 100 человек зрителей) (Храпченков В. Во имя Петра и Павла. В память о Петре // Северный край. 1996. 10 августа.). Иконостас и старинные иконы убрали, а фрески и лепнину забелили. Кинофильмы демонстрировали ежедневно с 9.00 до 21.00 часа.

В начале Великой Отечественной войны на расположенном рядом с храмом стадионе были оборудованы позиции для зенитной батареи (Данилин Н. Церковь Петра и Павла: путь к истокам? // Мой Ярославль. 2002. 28 марта.), личный состав жил в церкви (Храпченков В. Во имя Петра и Павла. В память о Петре //Северный край 1996. 10 августа.). Когда миновала угроза городу, вновь открыли кинотеатр (Попов В.Г. Ярославль. Красноперекопский район: Исторический очерк. Ярославль, 1999. С. 104.). В 1943-1947 гг. в церкви проживали немецкие военнопленные Солдаты и сержанты располагались на 2-ом этаже, а офицерам отвели алтарь (Храпченков В. Во имя Петра и Павла. В память о Петре //Северный край 1996. 10 августа.). Военнопленные работали на фабрике и земляных работах (Попов В.Г. Ярославль. Красноперекопский район: Исторический очерк. Ярославль, 1999. С. 104.). В это же время продолжалась демонстрация кинофильмов в стенах храма, только привозили кинопередвижку и показывали только хронику – исключительно для немецких военнослужащих (Храпченков В. Во имя Петра и Павла. В память о Петре //Северный край 1996. 10 августа.). в 1948 г. вновь заработал стационарный кинотеатр. В 1954 г. свод закрыли вторым потолком, убрали верхние галерки, а в алтаре сделали сцену (Попов В.Г. Ярославль. Красноперекопский район: Исторический очерк. Ярославль, 1999. С. 104.).

В 1960 г. церковь Петра и Павла была поставлена на охранку Постановлением Совмина РСФСР № 1327 от 30.08 1960 г. Ей присвоен статус памятника архитектуры республиканского значения. В 1965 г. кинотеатр переехал в Дом культуры. В соборе разместился клуб «Юность», в котором проводились дискотеки, комсомольские свадьбы и танцы (Попов В.Г. Ярославль. Красноперекопский район: Исторический очерк. Ярославль, 1999. С. 104.).

Важно отметить, что в советское время из всего архитектурного ансамбля бывшей ЯМБ основное внимание государственных чиновников было сосредоточено на развитии фабрики «Красный Перекоп», награжденной в 1947 г. орденом Ленина «за успешное выполнение заданий правительства по выпуску тканей для нужд народного хозяйства в годы войны и увеличению выпуска товаров мирного потребления для населения в мирное время» (Ярославская область за 50 лет: 1936-1986: Очерки, документы и материалы. Ярославль, 1986. С. 167.). Однако в отличие от здания церкви, использовавшегося исключительно для культурно-развлекательных целей, советская власть проявляла некоторый интерес к дальнейшей судьбе Петропавловской садово-парковой зоны.

Так, в 1986-1989 гг. главное архитектурно-проектное бюро Ярославского облисполкома произвело исследование парка и пришло к выводу о необходимости полной его реставрации. В результате был разработан проект реставрационных работ, в обсуждении которого принимали участие многие видные искусствоведы, реставраторы и специалисты садово-паркового искусства (в т.ч. Д.С. Лихачев – всемирно известный искусствовед и общественный деятель) (История храма Петра и Павла и ярославское предпринимательство // Наш район. 2008. 15 августа.).

Однако воплотить в жизнь данный проект не представилось возможным по причине больших материальных затрат, недостаточности данных о растительности и дендрологического обследования элементов парка, а также начавшихся в стране политических и экономических перемен. Решено было просто продлить жизнь парку путем восстановления внутренних аллей, расчистки прудов, вырубки кустарника и американского клена, устройства зеленых газонов, а также возобновить работу по исследованию и разработке проекта реконструкции этого уникального памятника садово-паркового искусства. В разное время при советской власти Петропавловский парк носил различные наименования: «Парк культуры и отдыха имени рабочих, павших в борьбе с контрреволюцией» (1922 г.), «Парк культуры и отдыха имени XVI партсъезда» (1930 г.) (История храма Петра и Павла и ярославское предпринимательство // Наш район. 2008. 15 августа.).

Постсоветский период в истории развития храма святых апостолов Петра и Павла, начавшийся в 1991 г., был также нелёгким и характеризовался целым рядом утрат для его архитектурного облика и внутреннего убранства (Кравченко М. Петропавловская церковь // Губернские вести. 1998. 11 ноября.). Так, в июне 1994 г. выпавший из основания колокольни храма циферблат часов, проломил крышу и застрял в ней. Специалистами «Ярреставрации» были проведены серьезные исследования состояния Петропавловской церкви, по итогам которых выяснилось, что шпиль колокольни заметно отклонился от вертикальной оси и в любой момент мог рухнуть на землю. Кстати, это обрушение грозило стать уже третьим за всю многовековую историю храма. Срочно были приняты противоаварийные меры, усилен прогнивший просевший каркас шатра, разработана дополнительная рама, падение было приостановлено (Осьмин С. Церковь Петра и Павла: то ли в ожидании нового рождения, то ли доживая век … // Губернские вести. 1998. 21 июля.). Однако проведенный комплекс работ, к сожалению, являлся противоаварийным, а не восстановленным (Алексеева Н. Петродворец на Перекопе // Юность. 1997. 27 ноября.).

Интересно, что окончательное выпрямление шпиля произошло лишь спустя семь лет, зимой 2001 г. Столь долгая задержка в сроках случилась вследствие нехватки финансирования. Однако в указанном году департамент культуры ярославской области изыскал нужные средства, и работники фирмы культуры ярославской области изыскал нужные средства, и работники фирмы «Ярреставрация» взялись за дело. Одна подготовка к этой операции заняла почти год. Внутри шпиля были сделаны настилы, посредством сложной системы балок и домкратов шпиль подтянули и поставили на место. По сложности и рискованности специалисты сравнивали эту операцию с выпрямлением колокольни храма Иоанна Предтечи, проведенным несколько лет назад (Егорова Т. Вертикаль Петра и Павла // Северный край. 2002. 9 января.).

Беспризорность церкви порождала массу проблем: это и местные бомжи, и подростки, устраивавшие там ночевки с кострами; и постоянная угроза обрушения, как самого здания, так и его частей; и свалки мусора, имевшие место быть в храме и окрестностях. Именно на данном этапе встает вопрос о передаче Петропавловского храма Русской Православной Церкви. Этот путь является единственно верным решение в деле сохранения историко-культурного наследия церкви, а также поддержания связи времен поколений.

В период 1990-1991 гг. происходили активные дискуссии по поводу судьбы Петропавловского ансамбля (Рицков Б. Петропавловский парк дряхл. А его хозяева немощны // Городскиеновости. 1999. 7 июля.). Мнений было много: их обсуждали на первом «круглом столе» в экологическом клубе «Зеленая ветвь» в сентябре 1990 г. и на втором в феврале 1991 г. В итоге хозяионом был назван (точнее самоназвался) Красноперекопский райисполком. Инициатива группы верующих, подавшей документы в областной Совет с целью регистрации православной общины при Петропавловском храме, застопорилась. А через месяц комбинат передал здание церкви в аренду райисполкому и в 1992 г. храм передали также аренду товарно-сырьевой бирже, при открытии которой был устроен фейерверк (Кокорнов Н. Красный Перекоп в окраине // Новый стиль жизни. 2005. Март.)) и выпито много шампанского (Байкова Л. Совсем обасурманились // Золотое кольцо. 1991. 20 ноября.). Впоследствии биржа прогорела вместе со своими фантастическими обещаниями по восстановлению храма (Попов В.Г. Ярославль. Красноперекопский район: Исторический очерк. Ярославль, 1999. С. 104.). и превращению Петропавловского парка в настоящий Диснейленд (Рицков Б. Петропавловский парк дряхл. А его хозяева немощны // Городские новости. 1999. 7 июля.).

После этого планировалось создание ассоциации хозяев территории Петропавловского комплекса. Проектировщиками даже была разработана концепция использования ландшафтно-градостроительного комплекса. Однако властные структуры с большой осторожностью относились ко всем, кто хотел быть хозяином этой территории. Так, вышеупомянутой бирже, только на пять лет (Алексеева Н. Петродворец на Перекопе.Часть вторая // Юность. 1997. 18декабря.). Такими суммами не располагал ни городской бюджет, ни частные инвесторы.

В 1995 г. Петропавловский храм и прилегающий к нему парк были внесены в перечень объектов исторического и культурного общероссийского значения (Данилин Н. Церковь Петра и Павла: путь к истокам? // Мой Ярославль. 2002. 28 марта.). Так, согласно указу президента РФ от 20 февраля 1995 нг. ; 176 ансамбль Петропавловского парка г. Ярославля является памятником федерального значения. Вдохновивший в этот комплекс храм Петра и Павла в том же году был передан в пользование Ярославскому епархиальному управлению (Фабричникова Л. Петропавловский обретет вторую жизнь // Золотое кольцо. 2007. 24 марта.). С этого времени мэрия города ежегодно выделяет средства из экологического фонда, но хватает их лишь на то, чтобы время от времени производить санитарную прочистку парковой зоны (Данилин Н. Церковь Петра и Павла: путь к истокам? // Мой Ярославль. 2002. 28 марта; Рицков Б. Петропавловский парк дряхл. А его хозяева немощны // Городские новости. 1999. 7 июля.).

В 1997 г. церковь Петра и Павла была полностью передана в ведение Ярославской епархии Русской Православной церкви (Попов В.Г. Ярославль. Красноперекопский район: Исторический очерк. Ярославль, 1999. С. 104). С декабря 1999 г. храм был снова открыт для верующих (Хорошо, что храм действует, худо, что вода в алтаре замерзает // Северный край. 2000. 28 января; Парк вместо фабрики // Городские новости. 2000. 12 апреля.). Время и люди здание не пощадили. В церкви во время служб замерзла вода, вместо не действовавших батарей помещение обогревали самодельные электрические приборы, которых тоже не хватало. С освещением также возникли сложности, проводка была временная, без надежной изоляции, что грозило пожаром. С большим трудом удалось привести в некоторый порядок помещение нижней церкви (Королева М. Таких храмов в России всего два // Золотое кольцо. 2002. 19 сентября.), в то время как первые отправления службы настоятель храма вынужден был проводить на лестнице меду первым и вторым этажами.

Огромное здание нуждалось в систематическом отоплении, его необходимо было протапливать, потому что существовала опасность «отсырения» церковных стен, из-за чего в конце ХХ в. от избыточной влажности осыпался потолок, и обваливались лепнина (Осьмин С. Церковь Губернские вести.1998 21 июля.). Стены церкви были изъедены грибком, лишь запах ладана перекрывал сырость. Парадоксально смотрелся советский герб в окружении лепных архангелов. Надгробная плита основателя храма купца И.М. Затрапезного покоилась под слоем ила на дне пруда рядом с церковью.

Не лучше обстояли дела и с парковой зоной, прилегающей к храму. На протяжение советского периода и первых лет постсоветского времени территория Петропавловского двора, его парковая зона и пруды постепенно приходили в упадок. В начале ХХI столетия парк нуждался в срочной реконструкции гидросистемы. Верхний пруд обмелел и зацвел. В результате аварий на проложенном рядом канализационном коллекторе некогда чистая вода в водоемах уже не отвечала санитарным нормам (Данилин Н. Церковь Петра и Павла: путь к истокам? // Мой Ярославль. 2002. 28 марта.). Стены бывшей усадьбы управляющего рухнули (Солеников А. Ярославский двойник детища Петрова // Любитель природы: экологическое общество. Рыбинск, 2000. С. 37.).

С началом XXI в. в связи с тысячелетием Ярославля храм Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла был капитально отреставрирован, надгробную плиту И.М. Затрапезнова. Судьба храма в ЧЧ столетии повторила судьбу многих церквей в нашем Отечестве: процветание начала века, закрытие и запустение советского периода, постепенное возрождение в настоящее время.
Исторические фотографии
Из архива ЯБМ за время с 1722 по 1856г
30 - летие служения в священном сане и
25-летием принятия монашеского пострига.
Книги о храме
Игумен Антоний (Бабурин) с братией Раифского Богородицкого монастыря, 1996 год.
ВИНК

Христофор (1879 - 4.04.1972, Таллин), прот. Из эст. крестьянской семьи. Отец В. был лютеранином, мать - православной. Мальчик был крещен в лютеран. церкви с именем Кристьян. Во время тяжелой болезни в детстве В. был присоединен к Православию через миропомазание с наречением имени Христофор, вместе с В. Православие принял и его отец. После окончания школы при правосл. храме в Илмъярве В. получил направление в Рижское ДУ, затем обучался в Рижской ДС, к-рую окончил в 1901 г. Нес послушание псаломщика в храме нарвской «Кренгольмской мануфактуры». После вступления в брак был рукоположен в 1908 г. Рижским и Митавским архиеп. сщмч. Агафангелом (Преображенским) во диакона, затем во иерея. Служил на приходе Ууэ-Виртсу и в Пюхтицком в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-ре, одновременно являясь законоучителем церковной и монастырской школ. В 1914 г. в связи с началом первой мировой войны вместе с частью насельниц Пюхтицкого мон-ря В. был эвакуирован в Петровский мон-рь в Ростове. С 1919 г. служил настоятелем Петропавловского храма Ярославля.

В 1922 г. В. эмигрировал в Эстонию и был назначен настоятелем общины св. Иоанна Предтечи в Нымме, близ Таллина, не имевшей собственного храма. Стараниями В. в 1923 г. храм для общины был построен и освящен. Помимо пастырской деятельности В. занимался преподаванием пения, лат. языка и Закона Божия в различных школах Таллина, руководил курсами церковного пения при Таллинской консерватории. Будучи большим любителем и знатоком церковной музыки, В. работал над созданием обихода церковного пения на эст. языке. В разное время нес послушания духовного следователя, благочинного, председателя ревизионной комиссии Таллинского ЕУ.

После начала Великой Отечественной войны и оккупации нем. войсками Таллина митр. Таллинский и всей Эстонии Александр (Паулус) объявил о восстановлении Эстонской Апостольской Православной Церкви в юрисдикции К-польского Патриархата (ЭАПЦ; создана в 1923, упразднена 30 марта 1941). 19 сент. 1941 г. возобновил работу Синод ЭАПЦ, В. был назначен его председателем. После освобождения Эстонии от нем. войск Синод ЭАПЦ под председательством В. в нояб. 1944 г. принял решение о возвращении в юрисдикцию Московского Патриархата. 6 марта 1945 г. в Никольском храме Таллина архиеп. Псковским и Порховским Григорием (Чуковым) был совершен чин воссоединения клириков и мирян ЭАПЦ с РПЦ, во время к-рого В. от лица всех присоединяемых зачитал текст покаяния.

В 1960 г. В. по болезни вышел за штат, но продолжал служить в построенной им ц. св. Иоанна Предтечи в Нымме. 10 апр. 1972 г. отпевание В. возглавил митр. Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер, впосл. Патриарх Московский и всея Руси). В. погребен на Александро-Невском кладбище Таллина.

Лит.: Прекращение эстонской схизмы // ЖМП. 1945. № 4. С. 3-6; Вечная память почившим: Некролог // Там же. 1972. № 7. С. 32-33; Алексий II, Патриарх. Православие в Эстонии. М., 1999. С. 421, 423, 460.

Историческая справка по возрождению крестного хода

Годы восстановления храма
Игумен Антоний (Бабурин), начальник МРЭО ГАИ Мадышин Р.Н., помощник ген. Директора АО «Татнефть» Абубакиров Р.Ф.,
генеральный директор АО «Татнефть» Галеев Р.Г., зам. начальника НГДУ «Ямашнефть» Богданчиков Н.А.
Рождество Христово 1998г.
г. Альметьевск
Настоятель Храма Петра и Павла г. Ярославля Архимандрит Антоний (Бабурин) на юбилее директора средней школы №74
Чернецовой Светланы Борисовны
г. Ярославль 2021 г.

35-летие служения в священном сане и 30-летие принятия монашеского пострига
Made on
Tilda